Rambler's Top100
Сервер туристических МегаИдей  
MEGATIS Атлас мира Западная Европа Франция
МегаИдеи Путешествий
Туры и билеты
Новости
Что привезти? Сувениры со всего света
Атлас Мира
Библиотека
По следам «Кода Да Винчи»
Автомото
Горные лыжи
Дайвинг
Для взрослых
Исторические экскурсы
Кухня народов мира
На выходные
Пляжи
Полезный опыт
Проблемы и решения
Серфинг
Экстрим
Справочная информация (расписание поездов, адреса посольств)





 реклама у нас

  Яндекс цитирования     Rambler's Top100
Еще есть: Австрия, Андорра, Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Мальта, Нидерланды, Португалия, Швейцария
Подразделы: Париж, Лазурный Берег, Французская Полинезия

Франция

БЕЛЫЕ ПОКРОВЫ СОБОРОВ
(из истории строительства и реставрации собора Парижской Богоматери)


Какого цвета Нотр-Дам? Пепельный до черноты – зимой, синий солнечным летом, табачно-бурый осенью. Временами – мрачный, временами – праздничный. Разный – на картинах у разных художников. Разный – в зависимости от настроения зрителя…

И вдруг, после реставрации шестидесятых годов ХХ века, собор Парижской Богоматери оказался белым! Это было… пожалуй, это было чудом, откровением.

Как мы представляем себе исторические открытия? Полуистлевшие пергаменты в темных пещерах (на худой конец – в малоизвестных архивах), археологические раскопки в степи или в пустыне (ну хотя бы просто в древнем городе)… Но Нотр-Дам! Сколько сотен лет он остается в центре внимания архитекторов, писателей и историков, живописцев и кинооператоров, парижан и туристов со всего света! Его знал всякий. И, как оказалось, не знал никто.

Архитектор, реставрировавший собор, перебрал десятки очищающих составов и эмульсий, чтобы сделать заключение – пригодна лишь обычная вода. Только струи чистой воды могли без вреда для памятника снять слой копоти и грязи со старых камней. Вторая проблема – как возвести леса – решилась неожиданно просто. Каменщики средневековья позаботились об этом! Они предусмотрительно оставили отверстия меж камнями в стенах, и монтажники ХХ века с благодарностью крепили в них трубы, из которых собирали потом строительные помосты.

А потом много дней Нотр-Дам стоял, задернутый темными полотнищами, скрытый от глаз… «Немного позже. Он умывается, мсье», - говорили гиды неудачливым туристам, попавшим в Париж именно в эти дни. Там, за занавесями, реставраторы словно смешались с толпами святых и дьяволов.
Тысячи статуй – и на каждую по десять часов водяного душа. Капли стекали по щекам королей и епископов, апокалиптические демоны и химеры, оскалившись и выкатив глазищи, смотрели, как движется дело…

Пал занавес. И все увидели собор из белого камня. Белого, чуть золотистого, теплого, как человеческое тело. «Мрачные стены средневековья» оказались не имеющими ничего общего с главным храмом Парижа! По иному вспомнилась тогда запись Глобера, монаха из Бургундии: «Скинув рубище, мир оделся в белые покровы соборов»…

А ведь стоило догадываться! Вот он, белоснежный камень, осколки его, словно тающий снег лежат на траве на знаменитой средневековой миниатюре Жана Фоке. В самом центре миниатюры седобородый Карл Великий царственным жестом указывает на растущие белые стены. Золотое одеяние и синяя мантия короля, расшитая золотыми же лилиями, ниспадают красивыми складками, свита в бархатных камзолах стоит за его спиной, неподвижная и слитная… И каменщики, ни позы, ни одежды которых красотой не блистают – каждый изображен отдельно.

О людях, возводивших стены храмов, известно немного. О них рассказывают не летописи, а расчетные ведомости: обрывки пергамента, на них цифры и даты, реже – имена. Можно кое-что узнать об этой бухгалтерии: дневной заработок землекопа или подносчика камней составлял семь денье, мастера кладки – двадцать два денье. Некоей «Изабель-штукатурщице» причитается три су, «даме Марии» выписаны четыре ливра и два су. Это уже сумма – возможно, за этой суммой стоит не один, а целая группа работников, так или иначе организованных этой «дамой».

Всего в своде числятся сто четыре человека. Египетские пирамиды сооружали десятки тысяч людей. При постройке готических соборов работала сотня-другая одних и тех же мастеров. Не случайно на миниатюре Жана Фоке каменщиков меньше, чем придворных в королевской свите.

Вместе с тем, стройка привлекала множество народа. Кто-то искал работу, кто-то надеялся поживиться за чужой счет, кто-то желал потрудиться на богоугодном поприще. Среди последних бывали и знатные господа, взыскующие искупления грехов. Но обыкновенно они появлялись лишь в самом начале работ. Однако же вклад оставался вкладом: ведь и при строительстве собора Парижской Богоматери первый камень был снят с телеги и собственноручно уложен на землю королем Людовиком VII и папой Александром III.

Стройка замирала с зимними заморозками, в теплое же время, казалось, город жил только ею. С рассвета звенели подковы лошадей, тянущих подводы, и распевали каменщики, ковыляя на стройку в своих тяжелых башмаках. В полдень звон колокола разрешал прервать работу. Мастера неспешно брели под дощатый навес, где были выгорожены деревянные «ложи». Там они сбрасывали белые от каменной пыли фартуки, разламывали хлеб и запивали его кислым вином. Дремали в жару, судачили о делах…

А ведь «ложам» этим суждено было войти в историю совсем в другом качестве! Трудно поверить, что они стали прообразом будущих франкмасонских лож – аристократический салон, свечи, глубокие кресла, избранная публика во фраках… Что ж, строители готических соборов действительно говорили о «тайных искусствах» - только о своих, прикладных. Как лучше тесать камень, как вязать аркбутаны, как класть нервюрный свод... Что правда – то правда, эти профессиональные приемы, «know how», специальным уставом предписывалось держать в строжайшей тайне. Нарушителя устава строго карали, изгоняя из цеха строителей.

Возникшая через сотни лет легенда фантастично рассказывала о братствах вольных каменщиков, хранителях им только ведомых мистических тайн, неподвластным сильным мира сего… Разработанные ритуалы своей мистичностью поражали воображение… Легенда верой и правдой служила делу оппозиции в европейских странах с XVII века. Но была таким же художественным преувеличением, как и «мрачные стены Нотр-Дама».


 Оставить отзыв

 Поделитесь своими впечатлениями

Источник:

МегаТИС





ВСЕ ТУРЫ

ВСЕ РАЗМЕЩЕНИЯ

ВСЕ БИЛЕТЫ

 11.01.2007
 Международная выставка лошадей Cheval Passion в Авиньоне
С 17 по 21 января во французском городе Авиньон в... далее

 25.12.2006
 Новый Год в клубе Batofar в Париже
31 декабря по случаю встречи Нового Года в клубе... далее

 20.12.2006
 Баскетбольный матч Всех Звезд в парижском Берси
29 декабря в парижском спортивно-развлекательном... далее

 19.12.2006
 Неделя сноуборда в Валь Торансе
С 16 по 23 декабря на французском горнолыжном... далее

 14.12.2006
 Фестиваль уличных театров в Довиле
С 23 по 31 декабря (исключая 25 деуабря) во... далее

 13.12.2006
 Лыжный фестиваль и Рождество в Авориазе
16-17 декабря на французском горнолыжном курорте... далее

 12.12.2006
 Вручение наград Les Femmes en Or в Куршевеле
Каждый год на популярном французском курорте... далее

 все новости страны
MEGATIS Атлас мира Западная Европа Франция

 Туристический портал МегаТИС
 Права защищены © 2004-2005


МегаИдеи Путешествий | Туры и билеты | Новости | Что привезти? Сувениры со всего света | Атлас Мира | Библиотека | По следам «Кода Да Винчи» | Автомото | Горные лыжи | Дайвинг | Для взрослых | Исторические экскурсы | Кухня народов мира | На выходные | Пляжи | Полезный опыт | Проблемы и решения | Серфинг | Экстрим | Справочная информация (расписание поездов, адреса посольств)